Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В настоящее время определен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является, сегодня, неотъемлемой частью деятельности любого детского сада.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека.  Поэтому на уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в и определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье); - обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

- удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

- превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

- формирование готовности быть субъектом собственной деятельности;

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей и педагогов;

- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

 

Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ 

  • Психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: предполагает получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам, родителям, педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
  • Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: взаимодействие с детьми и взрослыми, обеспечивающими развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.
  • Психопрофилактическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: включает в себя обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития ребёнка.
  • Психологическое просвещение и консультирование: подразумевает формирование у родителе, педагогов и руководителей образовательного учреждения потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах своего развития; передачу элементарных психологических знаний воспитанникам; консультирование всех участников воспитательно-образовательного процесса по вопросам управления педагогическим коллективом, развития, воспитания и обучения детей..

Психологическая диагностика в нашем детском саду осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду по инициативе администрации или педагогов. Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года и в конце. Она форме. Совместно с медицинским работником детского сада проходит диагностика проводится как в групповой, так и в индивидуальной школьной зрелости у выпускников. Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально.

Коррекционно-развивающее сопровождение осуществляется в форме групповых и индивидуальных игр и занятий с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Ведется индивидуальная коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми, с детьми с гиперактивностью, тревожными, застенчивыми детьми, работа по развитию школьно значимых функций.

Консультативное и профилактическое сопровождение в нашем детском саду  с воспитателями проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризисов, по результатам диагностики психологического здоровья детей, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. Проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно значимых функций.

Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям, заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.