Еврейские традиции

Общеизвестно, что иудейский календарь - лунно-солнечный, то есть в среднем один год этого календаря равен солнечному году, то есть периоду обращения Земли вокруг Солнца, а начало каждого месяца совпадает с новолунием. Длительность лунного (синодического) месяца, заложенная в иудейский календарь составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа. (1/1080 часть часа или "хелек" на иврите - это единица измерения, принятая в иудейских календарных рассчетах. ). Это число поразительно точно совпадает с современным значением синодического месяца, отличаясь от него лишь на половину секунды. Более того, один хелек равен 3.3 секунды, то есть иудейский календарь использует наиболее точное значение, выраженное в хелеках.

Первый раз в дошедших до нас источниках это число упоминается в Талмуде, т.е. было известно евреям в уже начале нашей эры.

Раввины учили: Однажды  небеса были покрыты облаками и подобие луны было видно на двадцать девятый день месяца, и люди думали, что нужно объявлять новомесячье, и Синедрион собирался освятить его. Сказал им р. Гамалиель: это получил я от дома отца моего отца: освящение луны не может быть раньше, чем через двадцать девять с половиной дней, две трети и 73/1080 часа. В тот же день умерла мать Бен Заза и р. Гамалиэль произнес длинную траурную речь, но не потому, что она этого заслуживала, а для того, чтобы люди знали, что новая луна еще на освящена Синедрионом.

Откуда же предки рабби Гамалиэля узнали такую точную цифру? Конечно же,  от Моисея, а тот - непосредственно от Бога, откуда же еще. Вот что писал Абрабанель, министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы в комментарии к книге Шмот (Исход), 12:

Когда Птолемею рассказали о еврейском счете времени, он изумился и произнес: 'Это доказывает, что было пророчество у евреев."

Давайте попробуем проверить Птолемея, то есть задумаемся, как точно могли измерить евреи длительность лунного месяца в начале нашей эры. Если мы будем наблюдать за луной в течение одного лунного месяца, то точность измерения будет около одного дня - новый серп луны мы может увидеть или на 29-й день, или на 30-й. Если наблюдения ведутся год, т.е. 12 лунных месяцев, то достигнутая точность будет в 12 раз лучше, т.е. 2 часа. Сколько нужно наблюдать за луной, чтобы достигнуть точности еврейского календаря, т.е.  секунды? Очевидно, столько месяцев, сколько есть секунд в одном дне, т.е. 7 тысяч лет. Представить такой длительный эксперимент - немыслимо, поэтому мы вынуждены согласится с Птолемеем - знание о длительности лунного месяца есть результат Откровения.

С другой стороны, именно Птолемей в Альмагесте приводит точно такое же значение для длительности синодического месяца. А Птолемей, как считают современные ученые, сведения черпал отнюдь не из Откровения, а из несохранившегося звездного каталога Гиппарха. Подойти еще ближе к происхождению загадочного точного значения синодического месяца нам позволит число 1080, стоящее в знаменателе дроби, о которой говорил рабби Гамалиэль. 1080 - это 18 раз по 60, а 60 - это основание вавилонской системы исчисления, которую придумали еще шумеры (вспомним деление часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, угла на 360 градусов). Подтверждение вавилонского происхождения нашего числа дает клинописная таблица ACT 122, найденная в Вавилоне. Таблица состоит из нескольких колонок, которые дают движение солнца и луны, время и величины затмений. Седьмая колонка содержит длительность лунных месяцев, а их среднее сосавляет 29;31,50,8,20 суток, что как раз соответсвует длительности синодического месяца иудейского календаря, записанного в 60-ричной системе исчисления. На нижнем ребре таблицы записано имя вавилонского астронома Киддину, который, видимо, и является автором системы, представленной в таблице.

Интерес древних к  затмениям дает нам возможность предположить, как именно вавилонские астрономы получили такой точный результат. Время лунного затмения можно определить гораздо точнее, чем время полнолуния или новолуния - с точностью всего нескольких минут. Значит, имея данные о затмениях на протяжении 60 лет, можно достигнуть требуемой секундной точности в определении длительности синодического месяца.

Еврейские традиции